DSC04903

Успех воспитательно-образовательного процесса в детском саду во многом зависит от эмоционального контакта педагога и воспитанника. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Поэтому речевое общение в деятельности педагога является одним из основных средств реализации задач обучения и воспитания. Общение требует от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений: подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации; изменять интенсивность и силу голоса; использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе.Поэтому в рамках здоровьесберегающегопроекта,педагоги затронули очень важную тему - «Голосо-речевая нагрузка педагогов и пути ее оптимизации». В процессе работы по данной темепедагогами были определены факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос. Их оказалось достаточно много. Это и большое количество воспитанников в группе; постоянный гул и шум, создаваемый детьми в процессе деятельности; большое количество занятий; поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе; жесткий режим дня; отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочей смены. Самыми серьезными проблемами, были названы такие, как хронические эмоциональные перегрузки и стрессогенность воспитательно-образовательной среды.

DSC04912

 

Педагоги сделали вывод что эти и другие факторы не только влияют на голос, но и сказываются на психологическом климате группы, а значит и на формировании взаимоотношений педагогов с детьми, воспитанников друг с другом.

Что же нужно делать, чтобы сберечь свой голос? Что изменить в своей работе, чтобы нагрузка на голос уменьшилась? На эти вопросы пытались ответить участники проекта.Вначале работы рассмотрели подробно общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки, и пришли к выводу, что вчасы утреннего приема можно использовать для детей отвлекающие игры, фоновую музыку, разговаривать с родителями негромко, создавая положительный эмоциональный фон для общения. В процессе различной деятельности в течение дня можно создавать знаковую систему общения с детьми в группе, а для этого придумать вместе с детьми условные сигналы. Привлекать внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не способом повышения голоса. Конечно же, поможетсовременный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес. Можно и нужно использовать в процессе работы активные методы обучения. Во время прогулки чем интереснее организована деятельность детей, тем меньше психофизическая нагрузка на воспитателя, тем реже ему приходится повышать голос.Во время обеда слова, тон, улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе.Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволяют снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.

DSC04927

 

А еще для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности педагогам нужно запомнить и выполнять несложные правила:

• следить за своим здоровьем;

• соблюдать правила гигиены голоса;

• контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых своему голосу;

• незлоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;

• проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог.

DSC04990

 

Практической частью этой важной темы стал мастер-класс по выполнению специальных упражнений, направленных на сохранение и укрепление голоса, который провела учитель-логопед.Педагоги освоили упражнения по снятию напряжения с голосового аппарата и укреплению голоса, дыхательные упражнения, упражнения на изменение высоты и силы голоса, развитие мелодико-интонационной стороны речи.

В конце работы педагоги отметили положительное влияние упражнений на голосовой аппарат и сделали вывод, что тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными, так какрабочие инструменты воспитателя – это голос и речь.Именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогами и другими участниками воспитательно-образовательного процесса.Ведь сильный, правильный, здоровый голос – залог успешной деятельности педагога!

Учитель-логопед Детского сада «Колобок»

Предеина Т. В.

Инструктор по физической культуре

Детского сада «Колобок» Ширшова С. В.